Применение ГИС в управлении сбором и вывозом ТКО на примере Каширского городского округа Московской области

Авторы:

Первый заместитель главы администрации Каширского городского округа Н.С. Барило

Руководитель группы компаний «Экопомощь» (http://Экопомощь.рф) А.И. Остапенко

Министерством ЖКХ Московской области осуществляется реализация комплекса мер, направленных на совершенствование сбора и вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Московской области. В частности, разрабатываются и утверждаются нормативные правовые акты, регулирующую указанную сферу, даются рекомендации в органы местного самоуправления (далее – ОМСУ), в том числе о разработке и ежегодной актуализации Схем санитарной очистки муниципальных образований (статья 61 Закона Московской области № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области»).

Администрацией Каширского городского округа реализуются в полной мере все мероприятия, предлагаемые Министерством ЖКХ Московской области, а так же осуществляется поиск и реализация дополнительных эффективных методов, направленных на совершенствование управления системой сбора и вывоза ТКО, делается все возможное в рамках полномочий, предоставленных ОМСУ федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», чтобы услуги по вывозу ТКО для населения и объектов социальной инфраструктуры оказывались максимально качественно, все населенные пункты и районы городского округа были обеспечены контейнерными площадками для накопления ТКО (далее – КП) и мусоросборниками в необходимом количестве, жители муниципального образования были в курсе реализуемых администрацией мероприятий.

Одно из важных направлений, которое реализует администрация Каширского городского округа – применение геоинформационных систем (ГИС) в управлении сферой сбора и вывоза ТКО. В настоящее время ГИС активно внедряются во все сферы жизни человека, в том числе и в муниципальное управление, где они находят разнообразные формы применения.

Геоинформационная система (географическая информационная система, ГИС) — система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах. Одна из основных функций ГИС – создание и использование электронных карт.

В России представлены программные комплексы, имеющие хорошую детализацию и актуальность представленных данных: • Google Maps; • Яндекс.Карты; • Дубль Гис; • Open Street Maps; • М@il.Карты. Однако API (Application Programming Interface — набор готовых классов, процедур, функций, структур и констант, предоставляемых приложением, библиотекой или сервисом для использования во внешних программных продуктах) для сторонних разработчиков предоставляют не все перечисленные продукты. Яндекс.Карты предоставляют API для сторонних разработчиков, поэтому данный программный комплекс был взят для решения поставленных задач. Наряду с этим Яндекс.Карты имеет еще ряд преимуществ:

— можно использовать бесплатно (ОМСУ это дает возможность экономии бюджетных средств);

— простота в обращении, что не требуется специального длительного обучения специалистов в отличие от дорогостоящих и сложных в использовании ГИС (любой сотрудник администрации может сразу же начать работу с системой);

— ресурс доступен для неограниченного числа пользователей (круга лиц).

Администрацией Каширского городского округа в процессе разработки Схемы санитарной очистки городского округа поставлена задача создать интерактивную карту, дающую возможность не только получать актуальную информацию заинтересованными лицами, но создать и наладить систему более эффективного взаимодействия между всеми участниками процесса.

С этой целью на электронную карту были нанесены следующие объекты:

— Метки, обозначающие контейнерные площадки для накопления ТКО (метки содержат следующие данные: адрес площадки, сведения об отходообразователях, обслуживаемых площадкой и образуемых ими объемами ТКО, кол-во мусоросборников, для планируемых КП указывается дата проведения схода граждан по определению месторасположения, номер и дата протокола схода, при наличии, а также дата строительства КП);

— Объекты, обозначающие многоквартирные дома (объекты содержат следующие данные: адрес, площадь жилых помещений, объем образования ТКО);

— Объекты, обозначающие элементы социальной инфраструктуры (объекты содержат следующие данные: адрес, кол-во обслуживаемых потребителей, объем образования ТКО).

Рис. 1. Пример заполнения информации о КП на электронной карте
Рис. 2. Пример заполнения информации о многоквартирном доме на электронной карте
Рис. 3. Пример заполнения информации об объекте социальной инфраструктуры на электронной карте

Указанная электронная карта, размещенная на официальном сайте администрации муниципального образования, позволяет:

  1. Сотрудникам администрации ОМСУ всех профильных отделов постоянно получать актуальную информацию по контейнерным площадкам для накопления ТКО, что помогает оперативно принимать решения;
  2. Жители муниципального образования могут видеть по карте, какая площадка обслуживает их район или дом, нормативное количество контейнеров на площадке;
  3. Позволяет выстраивать более эффективное взаимодействие между заинтересованными лицами, в частности межведомственное взаимодействие, в частности с органами Роспотребнадзора или взаимодействие с жителями муниципального образования.

Рассмотрим механизм межведомственного взаимодействия на примере взаимодействия с органами Роспотребнадзора.

   Основной вопрос, который интересует органы Роспотребнадзора при размещении контейнерных площадок для накопления ТКО — это вопрос соблюдения п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». В соответствии с п. 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

Ссылка на карту направляется администрацией муниципального образования с сопроводительным письмом в Роспотребнадзор, специалисты которого могут проводить проверку по карте и с помощью инструмента «линейка», оценивать соответствие расстояний от КП до других объектов на предмет соблюдения п. 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88.

Рис. 4. Применение инструмента линейка для проверки соблюдения требований п. 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88

Аналогичным образом можно осуществлять взаимодействие с Госадмтехнадзором Московской области и региональным оператором по обращению с отходами, внося при необходимости дополнительную информацию об объектах на карте.

Теперь рассмотрим механизм взаимодействия с населением.

ГИС может отвечать на любые вопросы граждан в части какая из существующих площадок обслуживает их дом, сколько контейнеров должно быть установлено по нормативам для обеспечения качественного сбора вывоза ТКО. Например, мусоровывозящая компания может уменьшить количество мусоросборников на КП и площадка по этой причине будет регулярно захламляться мусором. В этом случае житель может получить необходимые сведения с помощью ГИС и обратиться с обоснованным заявлением об устранении несоответствия нормативам.

Нередко возникает проблема с выбором подходящего места для планируемой площадки, такого места, которое будет удовлетворять всем жителям обслуживаемого района. Сейчас решения по таким вопросам принимается путем голосования на сходах граждан. ГИС может помочь обеспечить жителей информацией о датах проведения сходов, о датах строительства КП.

Рассмотрим более детально взаимодействие ОМСУ с жителями по вопросу рассмотрения заявлений об установке КП. На рис. 5 представлена схема (алгоритм) взаимодействия с жителями по данному вопросу.

Рис. 5 Схема (алгоритм) взаимодействия с жителями по вопросу установки контейнерных площадок для накопления ТКО

Как видно из схемы (рис. 5) если в районе проживания заявителя нет планируемой КП, но есть существующая, заявителю дается текстовая и графическая информация в виде ссылки на интерактивную карту на официальном сайте администрации муниципального образования, содержащая сведения о существующей площадке, обслуживающей район проживания заявителя.

Если же существующей КП нет, то в этом случае либо необходимо запланировать КП, либо осуществить привязку района проживания заявителя к какой- либо ближайшей существующей КП, расположенной в шаговой доступности и сообщить об этом обратившемуся гражданину.

При наличии планируемой КП при наличии протокола схода граждан заявителю сообщаются сведения о дате и номере такого протокола, а также дата строительства КП. Вместе с тем, гражданину предоставляется возможность внести предложения по благоустройству КП (дом гражданина может находиться рядом с КП и тогда данный вопрос может быть принципиальным для жителя муниципалитета).

Если КП запланирована, но сход граждан еще не проведен, то дата проведения схода сообщается заявителю, для того, чтобы он смог принять участие в определении месторасположения КП и ее характеристик. Если же на момент поступления обращения дата схода не определена, ОМСУ в 10-дневный срок определяется с датой и в ответ заявитель также приглашается для участия в сходе граждан.

ГИС может помочь выстраивать эффективные алгоритмы взаимодействия с жителями при запросах в администрацию муниципального образования об установке контейнерных площадок для накопления ТКО, в том числе:

— снимает все вопросы по существующим площадкам, житель может найти на карте ближайшие существующие КП и посмотреть полную информацию о них;

— дает возможность жителям узнавать информацию о планируемых площадках, получать исчерпывающую информацию о датах проведения сходов граждан по определению месторасположения КП, а значит и принять участие в принятии решений по размещению и конструкции КП.

Когда граждане включаются в процесс, понимают, что их мнение слышат и учитывают, осознают, что все это делается в их интересах и начинают более ответственно относятся к вопросам сбора и вывоза ТКО.

Таким образом, такие ГИС, как Яндекс.Карты, являются простым, недорогим и эффективным инструментом информирования граждан, организации взаимодействия ОМСУ со всеми заинтересованными лицами и могут использоваться в качестве одного из элементов управления сферой сбора и вывоза ТКО.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s